Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить максимальное удобство использования сайта.

Как купить и продать готовый бизнес

3 500 предложение бизнеса на продажу

Покупка готового бизнеса

Можно начать дело с нуля или купить сразу готовый бизнес со всем оборудованием и штатом сотрудников. В какой-то степени это будет проще, но важно знать риски. О чём нужно подумать прежде, чем решиться купить готовый бизнес, ― рассказываем в статье.

Плюсы и минусы готового бизнеса

Чтобы открыть свой бизнес, у вас есть несколько вариантов: начать с нуля, купить франшизу или приобрести готовый бизнес. В чем разница?

Кому подойдёт покупка готового бизнеса

Заманчиво приобрести бизнес с наработками, заключёнными договорами и прочим. Его остаётся только развивать дальше и не быть при этом скованным чужими регламентами. Однако покупать готовый бизнес стоит только в ряде случаев, и желательно обладая нужными компетенциями.
  • У вас есть опыт в выбранной сфере или похожем типе бизнеса

    Так вам будет проще оценить состояние бизнеса и перестроить процессы под себя. Необязательно владеть похожей компанией, может быть достаточно опыта внутри сферы ― например, управляющий ресторана со стажем в несколько лет может попробовать купить готовый бизнес в общепите.
  • Сильная команда

    Если вы знаете, что в компании есть компетентные и профессиональные сотрудники, это преимущество. С этими людьми вы сможете дальше развивать бизнес и получать доход, однако нужно стать для них достойным руководителем.
  • Уникальный продукт или разработка

    Важно при этом, чтобы технология была эффективной и приносила прибыль, а вы знали, что намереваетесь делать с этим продуктом — как использовать его преимущества.
  • У вас достаточно собственных денег для покупки

    Брать кредит, приобретая готовый бизнес, нежелательно. Если что-то пойдёт не так, вы рискуете остаться без компании и в долгах. Однако, если вы готовы к рискам, можно воспользоваться и заёмными средствами.
  • У вас есть опыт ведения бизнеса

    Это в любом случае будет преимуществом при покупке готового бизнеса. Если возникнут сложности, вам будет проще понять, что делать и как вывести компанию на точку безубыточности, а после и на получение прибыли.

Как купить готовый бизнес

1
Оцените рынок
Определитесь с интересующей вас отраслью и направлением деятельности. Оцените спрос и перспективы развития в выбранной сфере и ответьте, много ли в этой нише потенциальных клиентов, готовых купить товар или услугу.
2
Найдите подходящие варианты
Выделите несколько вариантов, которые будете рассматривать, исходя из своих финансовых возможностей. Прочитайте о них отзывы на интернет-ресурсах. В наиболее понравившиеся отправьте тайного покупателя или придите сами, чтобы оценить бизнес глазами клиента.

Где искать:

сервисы объявлений (Авито, Юла),
сервисы недвижимости (ЦИАН, «Яндекс.Недвижимость» ― раздел «готовый бизнес»),
специализированные площадки (РБК «Бизторг», «Альтера Инвест», «Бибосс»),
обратитесь в специализированные фирмы или к бизнес-брокеру,
спросите друзей и знакомых,
посещайте офлайн-форумы, тематические выставки, бизнес-семинары и другие мероприятия, где собираются предприниматели и владельцы бизнеса.

На Авито можно отсортировать предложения по стоимости, категории, рейтингу продавца. Источник: сайт Авито
3
Проанализируйте локацию
Проанализируйте локацию, в которой находится помещение: насколько она удобна, есть ли рядом парковка, бизнесы, которые могут переманивать трафик или портить впечатление ― например, шаурма рядом с премиум-салоном красоты.
4
Проверьте документы при покупке готового бизнеса
Когда вы определите фаворита, стоит заняться проверкой отчётности и документов бизнеса. Но перед этим уточните у владельца причину продажи бизнеса. Это может быть переезд в другой регион, уменьшение выручки, убыточность, потеря интереса к бизнесу. Учитывайте, что истинные причины продажи собственник может утаить, уменьшить реальные убытки или риски, или, наоборот, приукрасить достоинства и плюсы своего предприятия. Всегда лучше проверять такие сведения через несколько источников: по интернету, через знакомых, у контрагентов и сотрудников фирмы.

Затем можно переходить к финансовой и юридической документации.Общее состояние компании по всем факторам первоначально можно оценить при помощи государственного сервиса«Прозрачный бизнес»Информация на нём предоставляется бесплатно, нужен только ИНН, полное наименование общества или Ф. И. О. предпринимателя.

Что нужно проверять, подробнее расскажем ниже.
5
Заключите сделку
Когда вы убедились в том, что бизнес вам подходит, а документация и состояние оборудования ничем не смущают, можно переходить к оформлению сделки. Пути для ИП и юридических лиц будут отличаться, об этом далее.

Какие документы нужно проверять

1
Полномочия лица, заключающего договор
Наличие права собственности проверяется по учредительным документам и различным выпискам ― из ЕГРЮЛ для юридических лиц (ООО, АО и пр.) или из ЕГРИП для ИП. В первом случае важно, чтобы собственник был указан как учредитель или участник (для ООО) или как владелец определённого количества акций (для АО).

Если бизнес продаёт не собственник по доверенности, а, например, директор, проверьте, что она оформлена нотариально и выдана учредителем или единственным участником общества. Доверенность нужно проверить очень тщательно, особенно срок действия и перечень полномочий, а также уточнить, не является ли она отозванной.
2
Соблюдение устава при заключении договора
Если приобретаете ООО или АО, внимательно изучите учредительный договор и устав.

Проще всего, когда учредитель или участник в обществе владеет 100% доли (или акций) ― является единственным участником.

Если участников (совладельцев) в бизнесе несколько, то придётся получать согласие на продажу от других владельцев и соблюдать процедуру по купле-продажи доли, кроме случаев, когда свои доли продают все участники сразу.

При продаже доли одним из участников изучите порядок проведения соответствующей сделки в уставе общества. Иногда это возможно только после получения согласия от остальных участников, а иногда долю нельзя продать третьему лицу, можно только самим участникам или обществу.

Чтобы проверить размер доли в обществе, принадлежащей продавцу, посмотрите выписку из ЕГРЮЛ.
3
Наличие прав на имущество и вероятные проблемы и риски с ними (обременения, аресты)
Проверьте документы на имущество (помещения, оборудование, транспорт, товар и др.), которое может принадлежать владельцу бизнеса на праве собственности, находиться в аренде или пользовании.

Узнайте:

  1. на каких условиях заключены договоры аренды (субаренды) или пользования,
  2. какие сроки указаны в договорах,
  3. есть ли обременения,
  4. особые условия договоров,
  5. какой размер оплаты установлен в договорах, есть ли задолженности, штрафы и т. п. на момент продажи.

Обратите внимание, что, если какое-то имущество оформлено не на общество, а на самого собственника (например в случае ИП), переход права собственности или аренды, пользования нужно будет оформлять отдельными сделками.
4
Финансовое положение бизнеса, наличие долгов
Начните с изучения деклараций и отчётов за предыдущие периоды (P&L, ДДС, бухгалтерский и годовые балансы, отчёты в пенсионный фонд и т. п.).
В этих документах нужно обратить внимание на следующие показатели:

  • по оборотам за квартал, полугодие и год;
  • по прибыли и убыткам;
  • материальные и нематериальные активы, их размеры,
  • наличие кредиторской и дебиторской задолженности.
Лучше всего, чтобы такие документы изучил специалист (бухгалтер или экономист).


Запросите справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов пеней, штрафов, процентов. Она выдаётся представителю общества или предпринимателю, другими словами ― продавцу бизнеса, налоговым органом и отражает состояние всех расчётов по обязательным налогам и платежам на момент формирования справки.
5
Наличие судебных споров, исполнительных производств у приставов
По ИНН, ОГРН или наименованию компании, Ф. И. О. предпринимателя можно изучить картотеки дел в судах общей юрисдикции: например, по системе ГАС РФ «Правосудие»и варбитражных судах Проверяйте суды по всем регионам, а не только в том, где находится бизнес. Также можете проверить компанию или предпринимателя на наличие долгов по базе судебных приставов.Проанализируйте количество судов за прошедший период (например год-два). Если их много, есть вероятность, что какие-то процессы в компании работают неправильно, а значит в текущий момент также могут быть задолженности и претензии, по которым ещё не возбуждены судебные дела.

Понимание наличия долгов, их размеров и процесса погашения важно, так как общество и предприниматель отвечают своим имуществом по всем долгам. Если же заключить сделку купли-продажи имущества в период взыскания долгов, последствия могут быть неприятными, вплоть до признания в дальнейшем такой сделки недействительной.
6
Кадровые документы и локальные акты (положения и приказы по организации, которые обязательно иметь по закону)
Кадровые документы расскажут, на каких условиях трудятся сотрудники, а также, есть ли отношения с самозанятыми, ИП и исполнителями по договорам оказания услуг (ГПХ).

Запросите и изучите основные локальные акты:

  • положение об оплате труда,
  • правила внутреннего трудового распорядка,
  • должностные инструкции,
  • документы по охране труда и пожарной безопасности.
Особенно важно изучить эти документы, если компания занимается специализированным или лицензированным видом деятельности, требуются особые условия труда или принятие специальных, дополнительных мер по охране труда: например, производится работа с химикатами, на опасных станках или на высоте (для компаний, предоставляющих услуги промышленного альпинизма).
7
Лицензии, разрешения, патенты
Если вы планируете купить бизнес, которому необходимо иметь лицензию или разрешение, проверьте их наличие и актуальность. Сделать это можно на сайте того органа, который выдаёт такие лицензии или разрешения.
Например, наличие у магазина лицензии на розничную продажу алкогольной продукции можно проверить на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР).
Попросите у владельца бизнеса копии лицензий и проверьте их статус ― действующая, приостановлена, аннулирована ― и срок действия. Оформление новой лицензии может отнять много времени и лишить вас значительной прибыли.
Обратите внимание на интеллектуальные права и товарные знаки, особенно, если это важно для конкретного бизнеса. Например, компания продаёт уникальный товар, разработанный по патенту, или под зарегистрированным товарным знаком, торговой маркой.

Поинтересуйтесь:

  • как оформлены права на товар:
  • зарегистрированы ли товарные знаки или торговые марки;
  • кому они принадлежат;
  • какой срок регистрации и пользования останется по документам;
  • каковы условия переоформления или продажи.
8
Контракты с поставщиками, клиентами, сотрудниками
Их нужно запросить у продавца, чтобы оценить условия, срок действия и возможность передачи этих контрактов. В договорах с сотрудниками важно проверить, как они оформлены: по ТК РФ или работают как самозанятые или ИП. Также хорошо будет пообщаться лично с сотрудниками, клиентами и поставщиками, чтобы узнать больше о продавце и работе с компанией, которую вы планируете купить.

Помимо документов, проведите техническую проверку оборудования, чтобы убедиться, что всё работает.

Особенности покупки готового бизнеса у ИП и организации

Покупка бизнеса у ИП

Чтобы купить бизнес у ИП, понадобится перевести активы предпринимателя на себя, открыв собственное ИП. Важно, чтобы ОКВЭД и у прежнего, и у нового владельца совпадали.
Также необходимо:
попросить у продавца, если он в браке, справку от мужа или жены о том, что супруг не против отчуждения бизнеса покупателю;
заключить договоры купли-продажи — как правило, разные активы приобретаются через разные сделки: например, оборудование и помещение покупаются отдельно;
получить право на использование нематериальных активов — например, товарных знаков, логотипов;
узнать, захотят ли деловые партнёры прежнего ИП сотрудничать с новым владельцем бизнеса, и по возможности сохранить связи, перезаключив договоры с контрагентами.

Покупка готового бизнеса у организации

При покупке бизнеса у юрлица можно пойти двумя путями:
1
Выкупить доли у учредителей и участников (для ООО) или акции у акционеров (ПАО или АО), тем самым став новым владельцем существующей компании.
Однако есть риск купить фирму с долгами: как самого предприятия перед другими, так и контрагентов перед организацией. Тогда придётся самостоятельно расплачиваться с кредиторами и/или заниматься процедурой взыскания.
1
Создать новую организацию и, по аналогии с ИП, выкупить себе активы.

В этом случае компания создаётся с нуля и только забирает активы другой организации. Риск получения чужих долгов или плохой кредитной истории сводится к нулю. Оформление отношений с деловыми партнёрами тоже начинается с чистого листа.

Главное

Есть три варианта начать своё дело: организовать бизнес с нуля, приобрести франшизу или купить готовый бизнес.Покупать готовый бизнес стоит ради сильной команды, уникального продукта или при наличии опыта в выбранной сфере.Чтобы купить готовый бизнес, оцените рынок и подберите подходящие варианты. Поискать предложения можно на сервисах объявлений, специализированных площадках или с помощью бизнес-брокера.Обязательно проверьте документацию, финансовые отчёты, право собственности, наличие долгов и судебных споров.В зависимости от организационно-правовой формы продавца (ИП или юрлицо) заключите сделку доступным способом: через покупку активов или выкуп долей и акций у учредителей.

Смотрите также

    Made on
    Tilda